Онлайн-торговля на специализированных площадках осуществляется с использованием разных схем. Некоторые из них предполагают большую вовлеченность в логистические процессы самого поставщика, в то время как другие более активно задействуют сотрудников онлайн-площадки. Разные методы работы имеют свои преимущества и недостатки. Стоит разобраться в том, чем именно они различаются, чтобы подобрать наиболее подходящий метод торговли для успешного развития онлайн-бизнеса.
Бесплатный плагин для аналитики Wildberries и OZON
Браузерное расширение MPSTATS для Google Chrome, Opera и Яндекс Браузер.
Установить расширениеГлавные отличия
Разница между данными схемами заключается в ответственности за процесс фулфилмента, который включает в себя хранение товаров, комплектацию, упаковку и доставку. Вот основные аспекты, которые разделяют эти две концепции:
- FBS (Fulfillment by Seller – фулфилмент от продавца). При использовании подобной схемы продавец (или поставщик) берет на себя полную ответственность за выполнение всех этапов фулфилмента. Он самостоятельно хранит свою продукцию, готовит ее к отправке, осуществляет упаковку и обеспечивает отправку клиентам. Это дает селлеру больший контроль над процессом и качеством обслуживания клиентов.
- FBO (Fulfillment by Operator – фулфилмент от оператора). В случае этой схемы маркетплейс (оператор) принимает на себя роль осуществления фулфилмента. Это означает, что маркетплейс берет продукцию у продавцов, хранит ее в своих складах, комплектует, упаковывает и обеспечивает транспортировку заказанного покупателям. Продавцы, в свою очередь, могут более активно участвовать в продажах, не беспокоясь о выполнении логистических задач.
Сервис аналитики MPSTATS
Аналитика для маркетплейсов Wildberries, Яндекс Маркет и OZON. Эффективное управление продажами, рекламой, оптимизация карточки товара и работа с отзывами.
MPSTATSПреимущества и недостатки
Преимущества FBO:
- Экономия на логистике и хранении. Один из главных плюсов FBO заключается в том, что онлайн-площадка берет на себя заботу по хранению и логистике. Продавцу не нужно заботиться о собственных складах и транспортных решениях.
- Сокращение сроков отправления. Благодаря распределению продукции по региональным складам, доставка может быть выполнена быстрее. Покупатели получают то, что они заказали оперативно, что способствует удовлетворенности клиентов.
- Возможность масштабирования бизнеса. Пункты выдачи заказов крупных онлайн-площадок находятся во многих российских городах, что предоставляет продавцам возможность продажи продукции по всей стране.
Недостатки FBO:
- Платные услуги. Онлайн-площадки предоставляют услуги фулфилмента, взымая за это плату. Для селлеров, продающих недорогие вещи, это может быть не выгодным вариантом. Кроме того, поставщики часто оплачивают доставку невыкупленных заказов и возвратов.
- Увеличение срока хранения товаров. Сроки хранения продукции на складе могут стоить продавцам дополнительных затрат, особенно если она имеет длительные сроки оборачиваемости.
- Задержки в выплате средств. Сроки вывода средств за выкупленные товарные единицы могут увеличиваться из-за дополнительных этапов обработки заказов оператором маркетплейса.
- Сложность в тарифах и комиссиях. Недавно пришедшим в сферу онлайн-бизнеса может быть трудно разобраться в тарифной сетке и грамотно оценить размер комиссии за услуги фулфилмента. Это требует дополнительного времени и усилий.
Плюсы FBS:
- Сниженная стоимость фулфилмента. По сравнению с FBO, где оператор маркетплейса занимается логистикой, эта система обычно обходится владельцу онлайн-бизнеса дешевле. Продавцы могут контролировать расходы и оптимизировать процессы.
- Контроль над сроками годности и состоянием продукции. Селлеры, использующие FBS, могут более активно управлять сроками годности продуктов и их общим состоянием на складе, что важно, например, для продажи продукции с ограниченным сроком годности.
- Оперативные данные о складских остатках. Селлеры обладают преимуществом быстро и своевременно узнавать конкретные сведения о количестве продукции на складе, что позволяет лучше управлять ассортиментом и запасами.
- Возможность выбрать формат доставки. Эта схема дает большую свободу выбора методов и форматов отправки, что может быть важно для удовлетворения потребностей разных групп клиентов.
Минусы FBS:
- Расходы на персонал и логистику. Селлеры, использующие FBS, должны сами оплачивать работу людей, которые обрабатывают заказы, организуют хранение и транспортировку товаров. Эти затраты могут быть существенными.
- Перебои при значительных объемах заказов. При большом потоке заказов существует риск возникновения сбоев в обработке и транспортировке, что может негативно сказаться на уровне обслуживания клиентов.
- Увеличение длительности доставки. В случае возникновения форс-мажорных ситуаций со стороны подрядчиков или транспортных компаний, отправление заказов может задерживаться, что может вызвать негативную реакцию клиентов.
- Риск блокировки. Селлеры, использующие FBS, несут ответственность за соблюдение требований площадки к хранению, комплектации и отправлении заказов. Несоблюдение этих требований может повлечь за собой риск блокировки аккаунта.
- Необходимость отвечать за утерянные и испорченные заказы. Поставщики несут ответственность за продукты, которые могут быть утеряны или испорчены в процессе хранения или транспортировки.
Особенности работы на разных маркетплейсах
На Озоне и ВБ FBO позволяет торговцам избавиться от операционной работы, так как оператор маркетплейса берет на себя хранение и доставку товаров. Еще одним преимуществом является возможность отправлять товары на региональные склады, что облегчает логистику.
Недостатком работы по FBS на Озоне и ВБ являются показатели качества. Отмена заказов или задержки в отправке могут ухудшить показатели, что, в свою очередь, может привести к блокировке учетной записи селлера на маркетплейсе, начиная с недельной блокировки и, возможно, до трех недель. Для того, чтоб избежать этой ситуации, селлерам важно следить за остатками и своевременной доставкой товаров.
Работая по FBS на Яндекс. Маркете, важно знать, что селлер сам хранит и готовит товары для доставления клиентам.
Площадка берет на себя логистику и ответственность за хранение. В случае утери или повреждения товаров маркетплейс возмещает ущерб селлеру.
Какую схему выбрать
В данном контексте не существует идеальной модели управления ассортиментом на онлайн-площадке. Разнообразные подходы могут быть использованы вместе в зависимости от потребностей и ресурсов продавца.
Например, товары с высокой оборачиваемостью можно отправлять на FBO (Fulfillment by Operator) для обеспечения оперативной отправки, в то время как более дорогие товары могут продаваться через модель FBS (Fulfillment by Seller) и использоваться для тестирования новых продуктов.
Для новых поставщиков оптимальным выбором может стать сотрудничество с фулфилментом маркетплейса. Это позволит им освободиться от операционных задач, таких как сборка и доставка заказов, и сконцентрироваться на маркетинге, продажах и продвижении своих товаров. Правильный выбор модели управления ассортиментом может значительно повысить эффективность бизнеса.
Видео
Тестовый период
Получи демо доступ ко всем преимуществам сервиса аналитики маркетплейсов MPSTATS совершенно бесплатно.
Оставить заявку