Маркировка «Честный знак» для маркетплейсов

Сканирование товара Маркетплейсы

Начиная с марта 2023 года, в отношении к электронным торговым площадкам был введён ряд постановлений, которые в некоторой степени изменили правила продаж маркированной продукции. В частности, появилась специальная маркировка «Честный знак», которую должны использовать продавцы, занимающиеся коммерческой деятельностью в условиях маркетплейса.

В этой статье будет рассмотрено, какие товары попадают под новую систему обязательной маркировки, как использовать её в условиях популярных платформ, а также как маркировать остаточную продукцию на складах.

Бесплатный плагин для аналитики Wildberries и OZON

Браузерное расширение MPSTATS для Google Chrome, Opera и Яндекс Браузер.

Установить расширение
Браузерное расширение MPSTATS

Зачем нужна маркировка

Обязательная маркировка представляет собой цифровую систему, с использованием которой государство отслеживает движение товарных позиций от производителя до конечного потребителя. У каждой единицы продукции есть собственный специальный символ – как правило, это код формата «Data Matrix».

Сканер для штрихкода

Иными словами, «Честный знак» предназначен для того, чтобы государственные органы могли в любой момент проверить, легально ли продаётся товар на рынке, или же предприниматель что-то скрывает.

Сервис аналитики MPSTATS

Аналитика для маркетплейсов Wildberries, Яндекс Маркет и OZON. Эффективное управление продажами, рекламой, оптимизация карточки товара и работа с отзывами.

MPSTATS
Аналитика маркетплейсов от MPSTATS

Перечень товаров, которые нужно маркировать каждому продавцу

В 2023 году список продукции, которая должна маркироваться кодом формата «Честный знак», включает в себя:

  1. Шубы и меховые изделия;
  2. Молочные продукты;
  3. Лекарственные препараты;
  4. Сигареты и альтернативные разновидности табачных изделий (жевательный табак и похожие);
  5. Продукция, содержащая в своём составе никотин (смеси для кальяна, изделия для потребления путём нагревания);
  6. Электронные сигареты;
  7. Товары, созданные в сфере лёгкой промышленности;
  8. Парфюм, туалетная вода, духи;
  9. Велосипедные, автомобильные и другие шины;
  10. Фотоаппараты и сопутствующее оборудование;
  11. Велосипеды и рамы;
  12. Кресла-коляски.

Дополнительно государство запускает программы по дальнейшей маркировке БАДов, медицинских изделий, антисептиков, пива и напитков со сниженным содержанием алкоголя. По завершении проводимых экспериментов будут оглашены даты действия нововведений для этих типов продукции.

С актуальным перечнем товарных позиций, которые нужно маркировать в обязательном порядке, можно ознакомиться в «Национальном каталоге», размещённом в системе «Честного знака».

Как правильно маркировать товарные позиции для их реализации

Современное законодательство запрещает продавать выше представленные товары без проведения обязательной маркировочной операции. Иначе говоря, всю эту продукцию нельзя не только реализовывать на рынке, но и перевозить или хранить на складах. К чему может привести игнорирование установленных требований? Ответ прост – штрафом и изъятием изделий.

Продавец сканирует товар

Почему же так важно маркировать товарные позиции для их легальной продажи на торговых площадках? Дело в том, что маркетплейсы также принимают непосредственное участие в продаже товаров заинтересованным покупателям. И без проверки качества, которую, как раз-таки, выполняет рассматриваемый знак, могут возникнуть неблагоприятные последствия, связанные с ухудшением репутации электронной платформы.

Как же создать штрихкод «Честного знака»? Инструкция по работе с маркировкой напрямую связана с регистрацией в одноимённой системе и включает в себя несколько действий:

  • Оформление КЭП – квалифицированной электронной подписи;
  • Установка программного обеспечения для подписи и настройка рабочего места;
  • Подключение к системе электронного документооборота;
  • Создание личного кабинета на сайте «Честного знака».

Для того чтобы подключиться к ЭДО (электронному документообороту), предпринимателю необходимо завести учётную систему. В случае с КЭП – это КриптоПро CSP.

Цена маркировки будет зависеть от требуемой операции. Так, к примеру, регистрация в «Честном знаке» обойдётся в 3 000 рублей, разработка и ввод в оборот созданных кодов – ещё 3 000 рублей и так далее. С полным перечнем услуг можно ознакомиться на сайте.

Для того чтобы считывать созданные коды необходимо заказать 2D-сканер, так как обычный 1D-сканер не может сканировать их.

Как правильно маркировать на Wildberries

Торговая площадка Wildberries не устанавливает обязательных требований к передаче маркировочного штрихкода, созданной продавцом, и его размещения внутри системы. Однако если на склад придёт немаркированная партия, то платформа не примет её.

В момент, когда маркетплейс передаёт товарные позиции покупателям, менеджеры сканируют созданные коды, расположенные на упаковке, и информация о продаже автоматически передаётся продавцу. Так он выводит товар из оборота.

В том случае, если потребитель оформляет возврат, можно снова воспользоваться кодом, если на упаковке нет каких-либо повреждений. При порче этикетки необходимо выполнить перемаркировку.

Особенности выполнения маркировки на Ozon

Платформа Ozon, по сравнению с Wildberries, наоборот, требует предварительного составления заявки на отгрузку маркированных товарных позиций. Менеджеры выполняют обязательную проверку кодов в отгруженной партии – при возникновении каких-либо отклонений от установленных правил поставка будет отклонена.

Сканер штрихкодов

С прошлого года коды, разработанные в рамках схемы FBO, передаются с использованием УПД.

Для других схем – FBS и realFBS, всё работает немного иначе: перед тем как отгрузить заказы, продавцу необходимо вывести коды из системы в  личном кабинете. Сделать это можно в одноимённом разделе («Документы» — «Добавить» – «Вывести из оборота»).

Как маркировать остаточную продукцию на складах

Что делать с позициями, которые уже поступили на склад торговой площадки, и при этом в законодательстве устанавливаются изменения об их обязательной маркировке?

Владелец изделий – продавец, и это значит, что электронная платформа никак не может решить возникший вопрос. Поэтому в таком случае существует три, не очень привлекательных исхода:

  1. Продажа всех товаров по сниженным ценам;
  2. Возврат – долгая и сложная процедура;
  3. Утилизация силами маркетплейса – за неё также нужно будет заплатить.

Во избежание подобных случаев каждому предпринимателю следует регулярно отслеживать изменения, которые происходят в современном законодательстве.

Если органы государственной власти заявили, что та или иная продукция – следующая в очереди, то к её закупке и последующей реализации в условиях электронных площадок стоит подходить с максимальной осторожностью.

Торговля на электронных платформах – это достаточно простой процесс, но, при этом, он включает в себя большое количество нюансов, о которых нужно помнить, чтобы избежать возможных штрафов от государства и самих маркетплейсов.

 Каждому продавцу, который планирует развиваться в онлайн-торговле, следует внимательно следить за тем, что происходит в сфере законодательства.

Вполне возможно, что товар, который он рассматривает для будущей продажи, в скором времени попадёт под систему «Честного знака» – в таком случае не стоит торопиться, иначе можно столкнуться с серьёзными убытками.

Тестовый период

Получи демо доступ ко всем преимуществам сервиса аналитики маркетплейсов MPSTATS совершенно бесплатно.

Оставить заявку
Тестовый период в MPSTATS
Поделиться
Пётр Иванов

Главный редактор

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Всё о маркетплейсах