Что такое оборачиваемость товара

Расчеты на калькуляторе Маркетплейсы

Оборачиваемость товара – это важный экономический показатель, анализируя который, можно определить, через какой промежуток времени инвестиции в производство окупятся и принесут прибыль. С его помощью можно спрогнозировать примерную величину будущих доходов, а также определить возможные перспективы и направления развития бизнеса. В этой статье рассмотрены особенности расчёта оборачиваемости товара со всеми «вытекающими» аспектами.

Бесплатный плагин для аналитики Wildberries и OZON

Браузерное расширение MPSTATS для Google Chrome, Opera и Яндекс Браузер.

Установить расширение
Браузерное расширение MPSTATS

Определение и необходимость расчёта

С экономической точки зрения оборачиваемость представляет собой временной промежуток, в течение которого сумма вложенных денежных средств вернётся обратно владельцу бизнеса (инвестору). Говоря простым языком, если организация отправила на продажу партию продукции, и спустя неделю все издержки были покрыты доходом, то рассчитываемый показатель равен одной неделе.

Анализ показателей

Расчёт показателя осуществляется в следующих целях:

  1. Контроль финансов бизнеса;
  2. Прогнозирование потенциальной величины дохода;
  3. Планирование необходимых закупок;
  4. Оптимизация объёма склада, издержек и логистических операций;
  5. Определение неактуальных товарных позиций в реализуемом ассортименте;
  6. Построение стратегии развития организации.

Это лишь часть задач, которые можно решить посредством нескольких расчётов.

Как показывает экономическая практика, правильно проведённые вычисления – это один из главных «ключей» к успеху бизнеса, вне зависимости от его специфики и масштабов деятельности.

Сервис аналитики MPSTATS

Аналитика для маркетплейсов Wildberries, Яндекс Маркет и OZON. Эффективное управление продажами, рекламой, оптимизация карточки товара и работа с отзывами.

MPSTATS
Аналитика маркетплейсов от MPSTATS

Главные отличия от коэффициента оборачиваемости

Коэффициент оборачиваемости – это немного другая «экономическая единица», которая определяет количественное выражение показателя для отдельного актива. Он демонстрирует, насколько быстро предприятие использует имеющиеся у него ресурсы. Это, в свою очередь, определяет общую продуктивность экономической деятельности. В современной экономике существует несколько основных коэффициентов: активов, запасов, собственных средств, оборотного капитала, дебиторской (или кредиторской) задолженности.

Чем выше значение данного показателя, тем более эффективно функционирует бизнес. Именно поэтому любому руководству организации необходимо стремится к повышению всех представленных коэффициентов – это положительно отразится на финансовом состоянии в целом.

Особенности расчёта

Перед рассмотрением вопроса «Как рассчитать оборачиваемость товара?», необходимо ознакомиться с несколькими понятиями, которые, в свою очередь, служат переменными для осуществления всех необходимых расчётов.

Расчет показателей
Расчет оборачиваемости

К ним относятся:

  1. Товарный запас. Общее количество имеющихся товаров, предназначенных для реализации на рынке в установленном денежном эквиваленте.
  2. Средняя величина товарного запаса. Средняя стоимость произведённой продукции на начало и конец рассматриваемого отчётного периода. Для того чтобы определить этот показатель, необходимо сумму, полученную в начале периода, сложить с суммой конца временного промежутка и разделить на два.
  3. Товарооборот (или объём реализации). Это общая сумма, которая была получена предприятием в ходе активных продаж за определённый промежуток времени. Как правило, товарооборот рассчитывается в одной из двух цен – закупочной или себестоимости.
    Срок. Количество дней, за которое проводятся все необходимые вычисления.

Каждую из этих переменных необходимо обязательно использовать в вычислениях – в противном случае, результаты будут искажены.

Теперь можно перейти непосредственно к составлению формул. Они выглядят следующим образом:

Оборачиваемость = Средний товарный запас*(Срок/Товарооборот)

Или же, Объём реализации/Среднюю величину товарного запаса

Первая формула позволяет определить, за сколько суток имеющийся запас продукции «обернётся» – будет реализован. Вторая – какое количество раз за рассматриваемый период оборачивается продукция.

Для лучшего понимания стоит рассмотреть все представленные расчёты на простом примере. У предприятия в настоящий момент времени находится 190 единиц товаров общей стоимостью в 150 000 рублей. В начале недели цена всех имеющихся на складе позиций составляла 190 000 рублей на объём, равный 210 единицам. В течение нескольких дней товары активно продавались на рынке, а руководство проводило закупки. Всего за неделю в кассу поступило 240 000 рублей – это, как раз, объём продаж.

Для начала стоит рассчитать среднюю величину товарного запаса:

(150 000 + 190 000)/2 = 170 000

Далее можно определить, спустя какое время вложенные средства окупятся и принесут прибыль:

170 000*(7/240 000) = 4,95

Из проведённых вычислений следует, что инвестиции на производство окупаются меньше чем за пять суток.

В конце можно определить, сколько «оборотов» делают товары в течение недели:

240 000/170 000 = 1,41

Таким образом, благодаря нескольким простым расчётам (при наличии всей необходимой информации), можно в значительной степени упростить функционирование бизнеса и направить его в «нужное русло».

Подводя итоги, следует подчеркнуть ещё несколько важных аспектов, связанных с рассмотренным показателем. Итак, его расчёт позволяет понять, в течение какого временного периода реализации продукции бизнес полностью вернёт все вложения.

Оборачиваемость также рассчитывается с целью прогнозирования возможных доходов, необходимой величины закупок и развития предприятия в целом. А анализ возврата проведённых инвестиций помогает оптимизировать имеющиеся активы и выявить товарные позиции с минимальным уровнем спроса.

Тестовый период

Получи демо доступ ко всем преимуществам сервиса аналитики маркетплейсов MPSTATS совершенно бесплатно.

Оставить заявку
Тестовый период в MPSTATS
Поделиться
Пётр Иванов

Главный редактор

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Всё о маркетплейсах