Особенности выбора маркетплейса

Женщина готовит товар для продажи Маркетплейсы

Маркетплейс — помощник продавца, позволяющий продавать и продвигать. Чтобы продажа шла успешно, важно из множества торговых площадок выбрать оптимальную, подходящую под большинство бизнес-критерий. Представляем самые популярные маркетплейсы в России, выясним их преимущества и недостатки, а также основные особенности организации работы, что позволит сделать правильный выбор.

Бесплатный плагин для аналитики Wildberries и OZON

Браузерное расширение MPSTATS для Google Chrome, Opera и Яндекс Браузер.

Установить расширение
Браузерное расширение MPSTATS

Какими бывают торговые площадки

Для начала выясним, какими бывают торговые площадки по нескольким критериям. Эту информацию нужно узнать непременно, иначе возрастет риск выбора совершенно не подходящей бизнесу интернет-платформы.

Выбор товара в интернет-магазине

Вот по каким категориям маркетплейсы различаются между собой:

  1. Актуальные покупатели и продавцы. По этому признаку интернет-площадки разделяются на 3 типа. В2В – торговля исключительно между компаниями. В2С – наиболее распространенные площадки, где продают юридические лица, а покупают физические. С2С – так называемые доски объявлений, здесь взаимодействуют только физические лица.
  2. Допустимые к реализации товары. Интернет-площадки бывают нишевые – торгующие товарами единственной товарной группы, например, одеждой и обувью или бытовой техникой, а также мультикатегорийные – реализующие продукцию всевозможных групп.
  3. Модель ведения бизнеса. Любая платформа электронной коммерции зарабатывает не только на покупателях, но и на продавцах. Причем применяются одновременно несколько схем монетизации. Так, за продажу продукции берется комиссия, разнящаяся в зависимости от товарной категории. Для покупателей предусмотрена подписка, включающая ряд бонусов и преимуществ. А селлерам маркетплейс может предлагать запуск рекламы, что особенно полезно для начала торговли.
  4. Фулфилмент, то есть схема логистики. Бывает 3-х типов. Fulfillment by Operator (FBO) – хранение продукции на складах маркетплейса. Такой вариант оптимален, если аренда индивидуального помещения выйдет дороже, чем хранение по расценкам маркетплейса. Fulfillment by Seller (FBS) – продавец хранит товар на индивидуальном складе, а доставляют заказы партнеры интернет-площадки. Delivery by Seller (DBS) – платформа выступает лишь площадкой для демонстрации товаров, а селлер сам хранит и доставляет заказы. Этот вариант удобен для офлайн-торговцев без собственного сайта.

Сервис аналитики MPSTATS

Аналитика для маркетплейсов Wildberries, Яндекс Маркет и OZON. Эффективное управление продажами, рекламой, оптимизация карточки товара и работа с отзывами.

MPSTATS
Аналитика маркетплейсов от MPSTATS

Как правильно выбрать

Первый критерий, на который обращают внимание продавцы, – комиссии. Величина вознаграждения варьируется обычно от 1 до 20%, определяется конкретным товаром. Раньше на «Wildberries» ставка была фиксированной – 19%, но сегодня она тоже определяется видом продукции, варьируется от 1 до 15%. А самое высокое вознаграждение требует сервис «Lamoda», там комиссия за некоторые группы товаров доходит до 70%.

Выбирая платформу, не стоит смотреть сугубо на комиссии. Они могут быть невысокие, зато маркетплейс потребует больше за хранение, доставку и прочие услуги.

Схемы продаж у бизнес-площадок индивидуальные. Если не вдаваться в детализацию, самые крупные маркетплейсы работают по двум схемам: продают со своего склада или точки продавца.

В первом случае заказ упаковывается и доставляется служащими маркетплейса, во втором случае – самим торговцем. Учитывайте также стоимость хранения: у «Вайлдберриз» придется оплачивать с 1-го дня, у «Яндекс.Маркет» и «Озон» – после 60 суток, у «АлиЭкспресс» – после 100 первых заказов.

торгуйте со склада маркетплейса, когда

торгуйте с индивидуальной точки, когда

нет места для размещения и упаковки товаров

товар востребован, не залеживается

есть желание реализовывать продукцию в удаленные области страны

хранилище маркетплейса находится сравнительно близко

есть подходящие помещения

продукция отличается низким оборотом

специфическая продукция не принимается складом интернет-платформы

хранилище торговой площадки находится слишком далеко

Выбирая платформу, обязательно учитывайте логистические условия. Если торговец находится во Владивостоке, а складская база в Краснодаре, то успешной работы можно не ждать. Есть нюанс: поскольку логистические нити сходятся в Москве, все маркетплейсы имеют хранилища в столице. Значит, имея московскую индивидуальную точку, продавец может сотрудничать с любой торговой площадкой.

Физическое лицо вправе торговать лишь на «Авито». Для сотрудничества с иными площадками придется стать предпринимателем. Для работы с «Ozon», «Wildberries» и «AliExpress» можно также быть самозанятым.

Выбирая платформу для торговли, обратите внимание на удобство и понятность интерфейса аккаунта, ведь в нем придется плотно работать. Конечно, если сервис прибыльный, придется смириться с некомфортным личным кабинетом. Но все же стоит обратить внимание на следующие нюансы:

  • сложность прикрепления товаров и создания товарных карточек;
  • удобство просмотра и понимания аналитической информации;
  • техническая стабильность функционирования сервиса, своевременность устранения проблем;
  • оперативность технической поддержки;
  • наличие мобильного приложения, широта его возможностей.

Девушка работает за компьютером

 

Последнее, чему стоит уделить внимание, — периодичность выплат. Особенно это важно в стартовый период. Можно оказаться в неприятной ситуации, когда все товарные единицы распроданы, а итоговая сумма от торговой площадки еще не пришла, поэтому дальнейшая закупка невозможна.

Вот частота выплат от торговых платформ:

  • «Озон» — дважды в месяц;
  • «Вайлдберриз» — раз в неделю;
  • «Яндекс.Маркет» — ежедневно, либо еженедельно, либо раз в полмесяца;
  • «АлиЭкспресс» — за каждую проданную единицу отдельно в течение 20 дней;
  • «Мегамаркет» — раз в полмесяца;
  • «КазаньЭкспресс» — максимум через неделю после прихода денег за заказ;
  • «СДЭК.Маркет» — на следующие сутки после прихода суммы за заказ либо поступления на склад.

Рейтинг популярных онлайн-площадок в России

Разобравшись, какие формы и принципы сотрудничества наиболее эффективны и выгодны, теперь проанализируем лучшие маркетплейсы ТОП-5, доступные на российской территории.

Ozon

Колоссальная бизнес-площадка с активным рекламным продвижением предлагает продажу любой не запрещенной законодательно продукции, обычную и экспресс-доставку. Есть блок бронирования билетов и гостиничных номеров, а также страницы с игровым и познавательным контентом. Отдельная удобно оформленная страничка посвящена аналитике.      

Торговля доступна для юрлиц, предпринимателей, самозанятых. Работать можно по FBO и FBS, в том числе комбинируя принципы организации работы.

Предусмотрена также система realFBS, когда продавец сам везет заказ покупателю.

Комиссия начинается от 2% за дорогостоящую технику и заканчивается 15% за интим-товары, вейпы, аксессуары, литературу.

Далее рассмотрим плюсы и минусы «Озон».

+

интенсивная рекламная стимуляция

комфортное мобильное приложение

широкая покупательская аудитория

гибкость комиссионных выплат

удобство аналитики

неоперативная техподдержка

Wildberries

Этот гигант нельзя не включить в ТОП маркетплейсов, ведь он лидирует по суточным объемам принимаемых заказов – около 800 тысяч, а количество зарегистрированных продавцов достигает 400 тысяч. Работать разрешено юрлицам, ИП, самозанятым. Продавать можно все, что допускает закон. Но бизнес лучше идет на продукции низкой и средней ценовой категории.

Актуальны все базовые бизнес-схемы: FBS, FBО, DBS. Комиссия составляет 5% на автопродукцию, электронную технику, косметику, парфюмерию. 10% на пищевые продукты, хозяйственные материалы и инструменты, книги. 12% на бытовые устройства, игрушки, зоотовары. 15% на одежду, обувь, украшения, спортивное снаряжение.

+

строгая отчетность

широкий географический охват

еженедельные выплаты

безлимитное число выставляемых товарных единиц

частые отказы в приемке товаров

невыгодные для продавцов акции

Яндекс.Маркет

Раньше это была площадка поиска бытовой техники, сегодня эта платформа электронной коммерции входит в самые успешные аналоги «Wildberries». Но средняя сумма чеков здесь выше, чем в «Дикой ягоде». Торговать могут лишь ИП с российской регистрацией. Самозанятые могут воспользоваться партнерской сеткой.

Покупки через маркетплейс
Покупки в Яндекс Маркете

Рабочие модели: FBO, FBS, DBS, + экспресс-сборка и доставка. Если товар невозможно отправить в конкретную категорию, комиссионная сумма будет 9%. А в разных категориях она варьируется от 1 до 14%.

+

сравнительно невысокие комиссии

масса аналитических инструментов

10000 бонусов для новичков

сложная регистрация

наличие минимального ценового порога

комиссия за переход покупателя из маркетплейса в магазин

Lamoda

Крупнейшая нишевая площадка «Ламода» реализует одежду, обувь и аксессуары, в том числе знаменитых брендов. Здесь работают исключительно юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие товарный знак. Требования к продавцам строжайшие, должны быть в наличии документы, подтверждающие оригинальность происхождения ассортимента.

Торговцам предложен фулфилмент. Заказ может доставляться из магазина.

Торговая онлайн-площадка разрешает продавать продукцию с собственных складов в прочих платформах, при этом не отказывается выступать доставщиком.

Продавцу доступен заказ индивидуального интернет-магазина. Для покупателей удобство в том, что товар доставляется в тот же или на следующий день в 200 населенных пунктов России. Поскольку платформа солидная, а уровень поддержки высокий, комиссии тоже немалые — 35–70%.

+

мощные маркетинговые возможности

оперативная поддержка

денежная аудитория

стабильность продаж

строгое соблюдение стандартов качества и брендовой оригинальности

высокие комиссии

дорогостоящая реклама

наличие минимум 50-ти артикулов для запуска бизнеса

AliExpress

Завершает список ТОП-5 востребованных маркетплейсов AliExpress Russia — русская версия самой известной площадки, где продавать товары из Китая. Это дешевая интернет-площадка, наиболее приближенная по типажу к рынкам. Работать могут компании, ИП, самозанятые. Реализовывать можно что угодно, что не запрещено законодательством.

В доступе фулфилмент, продукция может транспортироваться продавцом и маркетплейсом. Комиссионные выплаты на мебель, мобильную и бытовую технику, обувь составляют 5%. На одежду, косметику, уходовые средства, канцелярию — 8%.

+

высокая покупательская посещаемость

низкие комиссии

активная техподдержка

возможность прохождения бизнес-школы

высокая конкуренция

Идеальной торговой площадки не существует, каждая имеет плюсы и минусы. При выборе платформы отталкивайтесь от целевой аудитории, изучите тарификацию, просчитайте доходы и расходы. Подход должен быть тщательным, чтобы не опустить бизнес в убыток. Ничто не мешает выбрать несколько маркетплейсов, пользоваться ими одновременно.                 

Тестовый период

Получи демо доступ ко всем преимуществам сервиса аналитики маркетплейсов MPSTATS совершенно бесплатно.

Оставить заявку
Тестовый период в MPSTATS
Поделиться
Пётр Иванов

Главный редактор

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Всё о маркетплейсах