Все больше людей стараются открыть свой бизнес. Причин достаточно: от желания заработать много денег и иметь более-менее свободный график до нежелания работать «на дядю», который платит мало и при этом выставляет высокие, несправедливые требования.
Но при организации собственного дела может возникнуть небольшая проблема – это регистрация и заполнение документов. Точнее – оформление юридического статуса владельца бизнеса: ИП или самозанятый. Именно от него будет зависеть уровень и объем бизнеса.
Бесплатный плагин для аналитики Wildberries и OZON
Браузерное расширение MPSTATS для Google Chrome, Opera и Яндекс Браузер.
Установить расширениеЧем отличается самозанятость от ИП
Имеющиеся различия лучше всего разбить на несколько небольших групп:
- Налоги. Самозанятые платят до 6% от полученного дохода, а индивидуальные предприниматели – до 30%. При этом вторая группа обязана составлять и отправлять отчеты в соответствующие органы (ПФР, ФНС, ФСС). Количество зависит от выбранной системы налогообложения, наличия или отсутствия наемных работников. Если бизнесмен один, то он сдает только декларацию о доходах раз в год. А представители первой могут этого не делать. Их обязанность состоит только в том, чтобы через сайт или мобильное приложение создать клиенту чек и отправить его. Остальные подсчеты программа сделает самостоятельно.
- Расходы. У ИП их больше, так как имеются разные статьи для оплаты: начиная от документов и заканчивая производством и реализацией готовой продукции. У самозанятых такой проблемы нет. Основной налоговый сайт (приложение) – бесплатный, наемных работников и соответствующих выплат – нет.
- Доход. У предпринимателей лимит больше. Он варьируется от 60 млн до 200 млн в год, в зависимости от системы налогообложения. У самозанятых жесткое ограничение – не более 2,4 млн в год. При превышении данной планки сайт (приложение) вышлет оповещение о необходимости подачи соответствующих бумаг для перехода в другую позицию.
Сервис аналитики MPSTATS
Аналитика для маркетплейсов Wildberries, Яндекс Маркет и OZON. Эффективное управление продажами, рекламой, оптимизация карточки товара и работа с отзывами.
MPSTATSКто может стать самозанятым?
Получить данное положение могут любые дееспособные и совершеннолетние граждане Евразийского экономического союза. Налог оплачивается через специальный сайт или мобильное приложение.
Важно: при получении указанного юридического статуса у человека есть ограничения по ведению деятельности. Он может работать в сферах:
- Продажи товаров собственного производства.
- Организации разных праздников и торжеств, проведении тематической фото – видеосъемки.
- Сдачи жилого или коммерческого помещения в аренду.
- Доставки различных товаров.
- Оказания консультаций по телефону, Интернету или через мессенджеры.
- Предоставления косметических услуг на дому.
- Строительства и ремонта помещений.
- Маркетинговых услуг.
- Оказания бухгалтерских услуг.
- И так далее.
Полный перечень предоставлен на официальном сайте или в мобильном приложении «Мой налог».
Плюсы и минусы самозанятости
К достоинствам следует отнести:
- Простая самостоятельная регистрация. Нет необходимости ходить «по инстанциям», оформлять разнообразные декларации и договоры или даже консультироваться с юристами для правильного оформления той или иной бумаги. Потребуется только минимальный набор документов и доступ в Интернет.
- Отсутствие бумажной отчетности. Через сервис «Мой налог» или ВТБ можно только выставить чеки для клиентов и оплатить соответствующие налоги на доход. Дополнительных бумаг с разными сроками хранения и заполнения нет.
- Минимальное количество налогов и небольшой размер. Даже при работе с юридическими лицами.
- Приостановить работу можно в любой момент без заполнения формы уведомлений в соответствующие службы. И срок «отпуска» может быть абсолютно любым. Возвращение к выполнению обязанностей можно организовать в любой удобный для бизнесмена момент.
- При необходимости отказаться от самозанятости достаточно просто, без лишних обращений и долгого ожидания ответа.
Но есть и существенные минусы:
- Ограничение по доходам. При превышении ранее указанной суммы придется или оформлять другую юридическую форму, или уменьшать собственный доход.
- Есть ограничение по вариантам работы.
- Невозможно брать рабочих. Из-за этого всю работу человек обязан или выполнять самостоятельно, или оформлять определенные договоры по оказанию разовых услуг. А это трата денег и времени.
- Нет трудового стажа, пенсионных отчислений (если не сделано в частном порядке), соцпакета, оплачиваемого отпуска или больничного. Весьма существенный минус в ряде случаев.
Плюсы и минусы ИП
К плюсам можно отнести:
- Нет никаких ограничений по деятельности. Исключение: те, которые запрещены законодательством.
- Идет начисление пенсии и трудового стажа, можно оформить больничный, отпуск.
- Есть возможность нанять штат сотрудников. Это экономит время и увеличивает производительность.
- Есть программы государственной поддержки для некоторых видов работ и малого бизнеса.
- Есть возможность самостоятельно выбрать систему налогообложения, исходя из специфики работы и уровня дохода.
- Высокий порог разрешенного дохода – до 600 млн рублей.
- Есть расчетный счет, позволяющий работать с государственными структурами, юридическими и физическими лицами без ограничений.
- Отсутствие ограничений по составлению договоров.
- Есть возможность подключить эквайринг (работа с банковскими картами) и онлайн – кассу.
Но у ИП есть и минусы:
- Оформление большого количества документации для различных структур. При этом у большинства до сих пор существует система «личного присутствия» при сдаче бумаг (то есть владелец бизнеса или ответственный человек обязаны приехать в офис, сдать декларации, счета). Электронный вариант не всегда можно отправить.
- Фиксированные по сумме и срокам отчисления в государственный бюджет для работников. И самого руководителя, если создан данный платеж.
- Такую юридическую форму сложнее закрыть. Это касается и регистрации соответствующих документов, и выплат (работникам, государству).
- При оформлении необходимо зарегистрировать большое количество бумаг, и при этом консультироваться с юристом по поводу заполнения некоторых граф.
- Обязательный бухгалтерский учет всех операций.
- Обязательные налоговые платежи в зависимости от выбранной налоговой системы.
Как зарегистрировать
Самозанятость регистрируется легко и просто. Есть два варианта:
- Первый – оформить профиль на сайте «Госуслуги» – далее зайти на сайт или мобильное приложение через данный сервис – выбрать сферу деятельности, проверить указанные документы.
- Второй – зайти на указанный сайт или в мобильное приложение – отправить скан (фото) паспорта для подтверждения своих данных – выбрать сферу дальнейшей работы.
После проверки программа сама заполняет заявление о постановке на учет, и через небольшое количество времени поступит уведомление о регистрации налогоплательщика в таком статусе.
Положение индивидуального предпринимателя получить сложнее:
- Первый вариант – личное обращение в ФНС, оплата госпошлины.
- Второй вариант – отправка электронных копий требуемых документов через МФЦ или нотариуса. В этом случае оплата пошлины не требуется.
Платежи и отчетность
Как ранее говорилось, самозанятый гражданин обязан через соответствующее мобильного приложение или сайт фиксировать все сделки, оформлять чеки. Система автоматически будет подсчитывать налог. Выставляется она до 12 числа следующего месяца. Оплата должна пройти до 25 числа следующего месяца.
Дополнительных или иных отчетов оформлять нет необходимости.
Важно: если человек подключает пенсионные отчисления, то платеж осуществляется 1 раз в год, одной суммой.
Индивидуальные предприниматели зависят от системы налогообложения. Есть отдельные платежи, а есть возможность единой оплаты 1 раз в год. Дополнительно владельцы бизнеса обязаны оформлять и отправлять в контролирующие органы декларации по своей деятельности. Плюс идут дополнительные взносы за самого владельца бизнеса (пенсионные, медицинские и так далее).
Расходы
Как ранее говорилось, у индивидуальных предпринимателей расходов больше. Начиная от заполнения заявлений, деклараций и консультаций юристов по изменению в законодательстве и заканчивая реализацией товара (услуг).
У самозанятых дела обстоят проще – только себестоимость товара и оплата дополнительных расходов (логистики, ЖКХ, упаковки и так далее). Все остальное – бесплатно или не требует оформления для ведения бизнеса.
Кем выгоднее стать
Выбор зависит от массы факторов: выбранной сферы деятельности, начального финансового капитала, бизнес – плана, опыта работы в выбранной сфере, есть или нет аудитория клиентов, уровень юридических знаний, важность социального статуса и так далее.
Про «социальный статус» стоит сказать больше. Многочисленные государственные организации (школы, фабрики, заводы, корпорации) и банки больше доверяют индивидуальным предпринимателям. Даже если у них не очень хорошая репутация. Недоверие к самозанятым вызвано тем, что такое понятие появилось недавно, не имеет таких льгот и границ, как ИП, отсутствует страховка в начальном денежном капитале. Это все стоит учитывать при оформлении сделок с юридическими лицами или при подаче заявки на кредит, ипотеку.
Специалисты настоятельно рекомендуют в самом начале выбирать самозанятость.
Это позволит безболезненно протестировать выбранную сферу, набраться опыта и найти клиентов. И только после этого, при желании и наличии денег, переходить на ИП.
В заключение стоит сказать, что оба юридических статуса по – своему хороши для людей, работающих сами на себя. Каждый из граждан может выбрать практически любую сферу деятельности и принести пользу государству.
Тестовый период
Получи демо доступ ко всем преимуществам сервиса аналитики маркетплейсов MPSTATS совершенно бесплатно.
Оставить заявку