Идея создания виртуальной торговой площадки для российских потребителей появилась у трех московских студентов. Воодушевившись позитивным опытом западных предпринимателей, создавших сервисы онлайн-заказов продукции, и принципом работы их интернет-магазинов, они создали систему виртуальной коммерции, которая специализировалась на продаже книг. В дальнейшем ассортимент виртуального магазина был сильно расширен. Так что же такое Ozon?
Бесплатный плагин для аналитики Wildberries и OZON
Браузерное расширение MPSTATS для Google Chrome, Opera и Яндекс Браузер.
Установить расширениеКто и когда основал компанию
Создателями Озон считаются Козлов Виктор, Егоров Александр и Рудаков Дмитрий. Площадку для онлайн-заказов книг ребята создали в апреле 1996 года. Свое детище они назвали «Reksoft», включив в звучное название первые буквы своих фамилий. Легкий бизнес-старт был обеспечен им поддержкой издательства Terra Fantastica.
Продажа книг, видеокассет, музыкальных дисков, уникальных изданий, иллюстраций постепенно позволила молодым бизнесменам найти партнеров за границей.
С 2017 года владельцем сервиса является Шульгин Александр.
Сервис аналитики MPSTATS
Аналитика для маркетплейсов Wildberries, Яндекс Маркет и OZON. Эффективное управление продажами, рекламой, оптимизация карточки товара и работа с отзывами.
MPSTATSКак появилось название
Современное название маркетплейса образовано по созвучию с западной площадкой «Amazon». Сначала сайт назвали «Azon», а потом поменяли первую букву на О, чтобы не возникало путаницы. Тем самым бизнесмены сделали акцент на том, то «Ozon» не имеет ничего общего с предприятием «Amazon».
Процесс развития компании
Итак, бизнес в интернете стартовал на Озоне в 1998 году. Примечательно, что первая покупка на сайте была сделана в первый день его работы.
Большую часть аудитории сайта составляли россияне, которые переехали на постоянное место жительства за границу. Это объясняется тем, что в иностранных государствах они истосковались по книгам и фильмам на русском языке. Возможности купить литературу или диски с музыкой и фильмами на русском зыке в заграничных магазинах не было.
Сначала бизнес шел в гору, но потом дела пошли хуже: в мире наступили тяжелые годы экономического кризиса. Нестабильность курса рубля привела к банкротству многих бизнесменов. Виртуальный магазин «Ozon» выжил только потому, то его владельцы принимали в качестве оплаты товаров доллары.
Товарооборот платформы увеличился в несколько раз после дефолта. Это потребовало пересмотра не только политики ценообразования, но и всей концепции интернет-магазина.
С 1999 года площадка стала юр лицом. Это сделало Озон привлекательным проектом для зарубежных инвесторов и дало старт обучению квалифицированного персонала. Однако позиции инвесторов не всегда одинаково воспринимались владельцами интернет-магазина. В 2002 году было принято решение о продаже акций фирме «Ru-Net Holdings». Основатели проекта вышли из него, так как испытывали острую потребность в деньгах. Юридический адрес фирмы сменился.
С 2001 года Озон расширил ассортимент продукции. К книгам, кассетам и дискам добавилась электроника. Появились новые каналы сбыта: были организованы пункты выдачи заказов в 400 российских городах. В 2002 года ПВЗ стали работать на условиях франшизы.
В 2007 году интернет-магазин создал уникальный бренд – «Ozon Travel». Акции компании стали покупать крупные предприятия. К примеру, в 2014 году пакет акций приобрел оператор связи «МТС».
Современный Озон
В 2020 Озон стал работать на IPO и получил доступ к Московской бирже. Это принесло владельцам ресурса 1,2 млрд долларов в виде инвестиций, что позволило компании купить в следующем году Оней Банк.
Дочерними предприятиями Ozon являются:
- платформа «ЛитРес»;
- магазин бытовой техники и электроприборов «Travola»;
- онлайн-турагентство «OzonTravel».
Современный Озон – это:
- система электронной коммерции, где можно купить любые предметы, кроме тех, которые запрещены для продажи;
- узнаваемый бренд, полюбившийся самым разным категориям посетителей виртуального магазина;
- площадка виртуальной торговли, которая по количеству товарооборота и средней величине чека попадает в рейтинг 5 топовых онлайн-магазинов.
Пользовательские запросы требуют больших кадровых ресурсов, поэтому штат компании Озон постоянно расширяется. На складах компании, в курьерской службе и в пунктах выдачи сегодня трудятся больше 12000 квалифицированных специалистов, прошедших специальное обучение. Развитием финансово-технического направления компании занимается Оней Банк.
Современным покупателям совсем не важно, где находится Озон, так как выйти на сайт этого интернет-магазина можно из любой точки земного шара.
Таким образом, грамотный подход к организации бизнеса позволил выпускникам университета создать маркетплейс, который работает не только в масштабах страны. Продукцию Озон и дочерних предприятий заказывают люди из самых разных населенных пунктов земного шара.
Руководство компании заботится о ее развитии, оптимизируя логистические цепочки и визуальное представление ассортимента магазина на виртуальных витринах.
Тестовый период
Получи демо доступ ко всем преимуществам сервиса аналитики маркетплейсов MPSTATS совершенно бесплатно.
Оставить заявку