Как работает алгоритм поисковой выдачи на Ozon

Мужчина за рабочим столом Ozon

Алгоритм поисковой выдачи на Ozon опирается на релевантные предложения. Это означает, что в первую очередь посетитель увидит те позиции, которые имеют больше позитивных отзывов, низкий процент возвращения изделия по причине брака.

Чтобы вывести ассортимент своего магазина в топовую категорию, селлеру необходимо понять, как работают механизмы и принципы поиска на маркетплейсе.

Бесплатный плагин для аналитики Wildberries и OZON

Браузерное расширение MPSTATS для Google Chrome, Opera и Яндекс Браузер.

Установить расширение
Браузерное расширение MPSTATS

Какие задачи решает поиск

Поиск товаров на Озон решает следующие задачи:

  • Работа за ноутбукомповышение стремления селлеров реализовывать на платформе качественные изделия;
  • мотивирование предпринимателей вдумчиво относиться к бизнесу и разрабатывать выгодные предложения для потенциальной потребительской аудитории;
  • создание условий для получения человеком исчерпывающей информации о том или ином предмете;
  • создание условий для нахождения индивидом именно того продукта, который в полной мере удовлетворит его потребности;
  • учет мнения потребителей в процессе распределения трафика между схожими предложениями предпринимателей.

Сервис аналитики MPSTATS

Аналитика для маркетплейсов Wildberries, Яндекс Маркет и OZON. Эффективное управление продажами, рекламой, оптимизация карточки товара и работа с отзывами.

MPSTATS
Аналитика маркетплейсов от MPSTATS

Принципы работы

Основными принципами поиска товаров на Озон являются:

  1. Принцип неизбежности, согласно которому результат основывается на конкретных действиях бизнесмена и клиента.
  2. Принцип равенства. Дискриминация при выведении формулировок на платформе недопустима. Независимо от личности продавца и клиента, сайт одинаково реагирует на их схожие действия в аналогичных ситуациях.
  3. Принцип скорости. Маркетплейс заинтересован в удержании и расширении аудитории. Так как время ответа на вопрос пользователя для многих людей является важным критерием выбора торговой интернет-площадки, маркетплейс постоянно оптимизирует работу сервера, чтобы максимально снизить время ожидания ответа от сайта.
  4. Принцип прозрачности. Система работы подбора кандидатов на платформа макисмально проста. Она не имеет скрытых механизмов. Программное обеспечение системы электронной коммерции никак не влияет на частоту выдачи позиций.

Схема

Когда пользователь в специальную строку вводит определенный вопрос, запускается механизм выполнения сайтом поисковой задачи. Он включает в себя несколько этапов.

  1. Этап обработки текста и подбора кандидатов.
  2. Этап основного ранжирования.
  3. Этап обработки текста с использованием машинной формулы.
  4. Этап работы бустингов.
  5. Этап представления результатов с представлением определенного ассортимента, отвечающего тексту вопроса.

Каждый этап поисковой выдачи заслуживает детального рассмотрения, если селлер планирует оптимизировать работу своего магазина.

Обработка и подбор кандидатов

Ежедневно на сайте Озон пользователи вводят множество вопросов, стараясь найти нужным им продукты. Сначала система формирует большой круг вещей-кандидатов, которые теоретически способны удовлетворить потребности человека. При этом она ориентируется на наличие совпадений текста вопроса с описанием продукта, созданным продавцом.

Система анализирует такие компоненты, как:

  • Девушка за ноутбукомнаименование карточек;
  • видовая группа;
  • бренд;
  • особенности текста в описании;
  • особенности той или иной вещи (размер, цвет, предназначение).

Ем внимательнее продавец относится к заполнению сведений о предмете в карточке, тем выше вероятность того, что его ассортимент попадет в первые строчки результатов. Правильное заполнение карточки облегчает системе ее нахождение.

Система при формировании круга предметов-кандидатов не учитывает тексты отзывов и вопросы, которые посетители магазина направляют селлеру.

В результате реализации первой ступени фильтрации сайт формирует список предметов из 500000 единиц.

Основное ранжирование

Встроенный механизм классификации сортирует выбранные вещи. После завершения процесса основного ранжирования из 500000 кандидатов останется лишь 2000. Это будут те продукты, которые обладают большей релевантностью описания и формулировки индивида.

При этом в ходе основного ранжирования сайт трансформирует текст покупателя следующими способами:

  • добавляет в них слова-синонимы, чтобы обеспечить полный охват ассортимента;
  • нормализует текст, исключая слова, которые не имеют смысловой нагрузки;
  • формирует выборку, которая имеет больше всего совпадений с введенным текстом в поисковой строке;
  • сортировка ассортимента по степени релевантности.

Если на этой стадии человек уточнит свой вопрос, сайт добавит к результатам еще 2000 подходящих изделий.

Обработка запроса с использованием машинной формулы

На этой стадии система запускает расчет вероятности приобретения человеком конкретной вещи. Здесь выполняется линейное ранжирование 2000 кандидатов по наиболее значимым для человека характеристикам. При этом программа анализирует не только текущую формулировку, но и историю покупок данного пользователя.

Машинная формула направлена на то, чтобы учесть при поисковой работе не только указанные продавцом свойства изделия, но и особенности модели поведении покупателя.

На этой стадии работы поиска каждая единица выборки получает бальную оценку: 0 или 1 балл.

Бустинги

К оцененным позициям предыдущего этапа на этой стадии прибавляются увеличивающие их коэффициенты. Так, дополнительные баллы получают позиции, продавцы которых пользуются платными функциями рекламы на Озон.

В процентном соотношении кандидаты на этой стадии могут получить до 25% дополнительных баллов.

Прогнозирование того, что человек купит тот или иной предмет, сайт осуществляет через такие действии, как:

  • расчет вещественного числа, отражающего степень полезности вещи для индивида;
  • расчет вероятности совершения покупки с учетом коэффициента полезности изделия.

Представление результатов поиска

На финал проходят изделия, получившие максимальный балл на предыдущей стадии. В первую очередь человек увидит те вещи, которые имеют самый высокий балл.

Как продавец может повлиять на выдачу

Чтобы повысить вероятность демонстрации ассортимента, нужно:

  1. Грамотно составить заголовок карточки.
  2. Коробки в тележкеПравильно выбрать категорию в классификаторе.
  3. Внимательно заполнять информацию о ключевых характеристиках вещи. Для пользователей критичны не только функции прибора, но и его цвет, материал корпуса, габариты. Тщательная проверка заполненных полей – гарантия высокой релевантности позиции.
  4. Сделать качественные снимки изделия. При этом важно, чтобы предмет был представлен посетителю магазина на привлекательном фоне. Как показывает практика, пользователи чаще выбирают те продукты, которые антуражно представлены на фото.
  5. Запрос пользователя учитывает и цену товара, поэтому она должна быть средней по рынку. Необоснованное завышение цены оттолкнет потенциальных покупателей, ведь никто не хочет переплачивать. Они найдут аналог у конкурента по приемлемой цене. Если же цена будет существенно ниже рыночной, люди будут сомневаться в качестве изделия и опять же уйдут к конкурентам.
  6. Красивая упаковка. Не стоит экономить на красивой упаковке, так как коробочка – это то, что видит человек в первую очередь, получив свой заказ.
  7. Обратная связь. Ответы на сообщения пользователей – главный ключ к формированию имиджа внимательного продавца.
  8. При выборе региона торговли рекомендуется изучить аналитику того или иного населенного пункта. Спрос на разные категории в различных регионах может существенно отличаться.
  9. Продуманная логистика. Задержки в поставке расстраивают покупателя и могут стать причиной негативного отзыва. Чтобы не испортить себе репутацию, селлер должен выбирать самые быстрые способы преодоления посылкой последней мили.

Как поднять товар

Чтобы поднять изделие в поисковой ленте, нужно:

  1. Заполнить все информационные пол карточки. Покупателям легче найти предмет, о котором продавец предоставляет максимум сведений.
  2. Внимательно изучить правила и инструменты продвижения продукции. Если селлер серьезно занимается рекламой своего ассортимента, его вещи будет автоматически подниматься на верхние строчки.
  3. Снижать цену, если продукция долго не продается. Скидки и специальные предложения всегда интересуют покупателей. Система автоматически поднимает на первые страницы поисковой ленты те предметы, на которые селлеры за прошедшие 30 дней понизили цену.
  4. Стимулировать у клиентов желание оставить развернутую рецензию на приобретенную продукцию. Это можно сделать, пообещав людям подарки и бонусы за то, то они поделятся своим впечатлением о покупке.

Таким образом, алгоритм поисковой работы на Ozon ориентирован не только на информацию, предоставленную о приборе продавцом. Он также учитывает активность покупателей. Чтобы посетители платформы видели в списке выдачи ассортимент магазина, бизнесмен должен не только правильно заполнить карточку, но и заниматься рекламой продукции.

Тестовый период

Получи демо доступ ко всем преимуществам сервиса аналитики маркетплейсов MPSTATS совершенно бесплатно.

Оставить заявку
Тестовый период в MPSTATS
Поделиться
Пётр Иванов

Главный редактор

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Всё о маркетплейсах