FBO на Озон: что это такое и как начать продажи

Девушка с коробкой Ozon

Современный маркетплейс – это достаточно выгодный бизнес-партнёр, с которым можно договориться о наиболее оптимальных (для обеих сторон) условиях сотрудничества. Именно поэтому на популярной торговой площадке Ozon существуют три формата работы: FBO, FBS и realFBS. В этой статье представлены все особенности использования первой системы, а также проанализированы её основные возможности, преимущества и недостатки.

Бесплатный плагин для аналитики Wildberries и OZON

Браузерное расширение MPSTATS для Google Chrome, Opera и Яндекс Браузер.

Установить расширение
Браузерное расширение MPSTATS

В чём суть и особенности схемы

Товар на ОзонFBO – формат продаж на платформе, при которой весь ассортимент продавца размещается в Fulfillment-центрах (в складских помещениях маркетплейса), в нескольких городах. В данном случае предпринимателю достаточно лишь привезти первую поставку и в дальнейшем на регулярной основе пополнять остатки. Торговая платформа, в свою очередь, будет заниматься следующими операциями:

  • Рассчитывать стоимость и сроки доставки товаров;
  • Доставлять продукцию и обновлять статусы;
  • Выдавать доставленные заказы в пунктах выдачи, специальных постаматах, либо же доставлять курьером;
  • Оформлять возвраты и отправлять отклонённые заказы обратно на склад.

В процессе создания заявки на первую (или очередную) отгрузку продавец самостоятельно может определить её тип:

  1. Через виртуальный распределительный центр (вРЦ) – создаётся общее заявление, в соответствии с которым платформа определяет, как более эффективно распределить весь ассортимент по регионам, и отвозит их в выбранные пункты приёма.
  2. На определённый склад – поставщик самостоятельно решает, где ему лучше разместить свою продукцию.

Основными преимуществами, характерными для рассматриваемой логистической системы, являются:

  • Маркетплейс полностью берёт на себя рутинные бизнес-процессы: устанавливает оптимальные сроки доставки, обновляет статусы оформленных заказов, доставляет продукцию в пункт выдачи или постамат, передаёт её сотрудникам курьерской службы, работает с покупателями, оформляет возвраты и информирует об этом поставщика.
  • У поставщика нет необходимости в покупке или аренде собственного складского помещения и найме соответствующего персонала.
  • Продавцу не нужно заниматься логистическими операциями каждый день. В среднем, в течение одного месяца необходимо выполнять одну, две, максимум три поставки.
  • Изделия, имеющие статус «сезонных» или «акционных», довольно часто размещаются маркетплейсом в своих центрах хранения полностью бесплатно.
  • Предприниматель не сталкивается с блокировками в том случае, если он по какой-либо причине нарушил установленные сроки доставки.

Однако стоит обратить внимание, что Ozon устанавливает некоторые ограничения относительно хранения товарных позиций на своих складских помещениях. Так, продавец, занимающийся реализацией тяжёлых (более 80 килограммов) товаров, не сможет воспользоваться данной схемой.

Аналогичная ситуация обстоит с продукцией, входящей в раздел «Запрещено», а именно: ванны, автомобильные бампера или капоты, живые растения и так далее (полный перечень представлен на сайте платформы).

Также для рассматриваемого формата работы с площадкой характерно несколько минусов:

  1. За хранение и оформление заказов необходимо платить;
  2. Обязательные комиссионные выплаты выше, чем при FBS;
  3. Все возвраты полностью оплачиваются поставщиком;
  4. При хранении товарного изделия более двух месяцев начисляется дополнительная комиссия, взимаемая ежедневно.

Сервис аналитики MPSTATS

Аналитика для маркетплейсов Wildberries, Яндекс Маркет и OZON. Эффективное управление продажами, рекламой, оптимизация карточки товара и работа с отзывами.

MPSTATS
Аналитика маркетплейсов от MPSTATS

Как устроена работа

Работа FBO на складах Ozon зависит от ранее выбранного способа поставки товарных позиций. Так, если продавец выбрал виртуальный распределительный центр, то всё будет происходить следующим образом:

  • Склады ОзонВ заявку добавляются изделия из ассортимента или XLS-файла, оформляется заявление на поставку, указывается место, откуда будет привезена продукция и дата отгрузки;
  • Алгоритм площадки определяет, в какие точки лучше отгрузить изделия, и на какое количество поставок необходимо разделить заявку;
  • Определяется место, дата и время выполнения отгрузки, после чего выполняется транспортировка автомобилем в выбранную точку;
  • Торговая площадка самостоятельно развозит товары по местам хранения, а предприниматель получает соответствующие уведомления в личном кабинете.

Если продавец запланировал отгрузку на конкретный склад маркетплейса, то весь перечень необходимых операций будет включать в себя:

  1. Продукция добавляется в заявку, создаётся заявление на поставку, указывается, в каких местах будут в дальнейшем размещаться товары;
  2. В личном кабинете партнёра определяется время и дата отгрузки (из доступных вариантов), после чего товарные позиции доставляются по адресу;
  3. В другом разделе личного кабинета отслеживаются все изменения в статусе поставок.

Кому подойдёт

Схема отлично подходит для работы в следующих случаях:

  • При оформленном статусе индивидуального предпринимателя или юридического лица;
  • При отсутствии мест для хранения и собственной логистической службы;
  • Для доставки по всей территории России и большей части городов Казахстана и Беларуси;
  • Для реализации товарных позиций, отличающихся стабильным спросом – к примеру, бытовой химии.

Также стоит отметить, что данную схему можно использовать вместе с другими логистическими системами.

Так, например, при наличии широкого ассортимента, в котором часть изделий запрещены для продажи со складских помещений площадки, можно продавать их с помощью FBS, или же realFBS. При этом у поставщика нет необходимости в создании отдельного личного кабинета – достаточно лишь подключить дополнительную схему.

Как начать продавать

Использовать рассматриваемую схему для ведения торговой деятельности на площадке Ozon не так сложно. Весь процесс подключения представлен на официальном сайте платформы и включает в себя несколько действий:

Формирование заявки на поставку в одноимённом разделе: выбор товарных позиций, утверждение даты осуществления отгрузки, определение количества грузовых мест, автомобиля и водителя. Важно помнить, что для некоторых товаров платформа устанавливает соответствующую маркировку – это обязательное условие. Получить подробную информацию можно на сайте.

  1. Коробки ОзонПодготовка товаров к транспортировке – упаковка в соответствии с правилами, установленными маркетплейсом.
  2. Печать всей необходимой транспортной документации.
  3. Доставка товарных изделий в точку отгрузки – необходимо приехать во временной интервал, который был указан при составлении заявки.

Кроме всего прочего, стоит отметить, что отправка товаров на склады платформы будет в некоторой степени отличаться, в зависимости от ранее выбранной схемы поставки.

Так, в заявления, созданные через виртуальный распределительный центр, будет входить следующая информация:

  • Ассортимент;
  • Диапазон дат, наиболее подходящих для выполнения отгрузки;
  • Адрес складского помещения, с которого будет привезена продукция.

На основе заполненных данных торговая площадка определит даты и пункты приёма, расположенные максимально близко к поставщику.

В том случае, если заявление было оформлено для конкретной точки хранения, доставить товары можно выполнить одним из следующих способов:

  1. Напрямую – предприниматель своими силами привозит продукцию на выбранный склад;
  2. «Кросс-докинг» – товарные позиции передаются маркетплейсу в установленной точке приёма, и после этого они отправляются уже в конечный пункт.

Чем отличается от FBS

В отличие от FBO, при работе через FBS предприниматель самостоятельно занимается выполнением всех логистических операций. То есть, у него есть свои складские помещения (в собственности, либо же в аренде), в которых он хранит все товары. В данном случае продавец занимается:

  • Обработкой потребительских заказов, поступающих с торговой площадки;
  • Комплектованием посылок;
  • Нанесением маркировки и упаковкой в соответствии со всеми правилами, действующими на маркетплейсе;
  • Подготовкой сопроводительных транспортных документов;
  • Отправкой полностью укомплектованного и оформленного заказа в сортировочный центр платформы, либо же в пункт приёма через курьерскую службу.

Кроме всего прочего, в личном кабинете предприниматель определяет адрес склада, куда будут отгружены изделия, а в дальнейшем с помощью API или XLS-файлов самостоятельно отслеживает текущие остатки.

Таким образом, в рамках FBS торговая площадка:

  1. Функционирует в качестве виртуальной витрины;
  2. Доставляет продукцию до конечной точки («в руки» покупателю).

Также на Ozon имеется ещё один формат организации логистических операций – realFBS.

В данном случае все товарные изделия напрямую отгружаются со складов продавца без каких-либо промежуточных доставок в сортировочные центры.

FBO – это популярная схема организации сотрудничества с Ozon, которая предоставляет большие возможности для предпринимателей. С её помощью можно обеспечить стабильные продажи и при этом не заниматься логистикой каждый день. Главное – соблюдать установленные требования и правила сотрудничества, которые были подробно представлены в этом информационном материале.

Тестовый период

Получи демо доступ ко всем преимуществам сервиса аналитики маркетплейсов MPSTATS совершенно бесплатно.

Оставить заявку
Тестовый период в MPSTATS
Поделиться
Пётр Иванов

Главный редактор

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Всё о маркетплейсах