Яндекс Маркет – один из крупнейших маркетплейсов в России с многомиллионной аудиторией покупателей. Практически ежедневно на торговой площадке появляется всё больше магазинов – предприниматели осознают перспективы роста и запускают бизнес. Но, как и в случае с любым видом коммерческой деятельности, на Яндекс Маркете есть определённый перечень документов, с которыми должен работать абсолютно каждый продавец. Речь идёт об отчётах – они и будут подробно рассмотрены в этом материале.
Бесплатный плагин для аналитики Wildberries и OZON
Браузерное расширение MPSTATS для Google Chrome, Opera и Яндекс Браузер.
Установить расширениеРазновидности отчётов
На сегодняшний день для бухгалтерии магазина, работающего в условиях маркетплейса, доступно большое количество типов документации, которые можно разделить на две основные категории – финансовые и прочие. Все они требуют определённого внимания и аналитики, так как в каждом из них содержится полезная информация для оптимизации работы бизнеса.
Финансовые
Первый документ, который входит в категорию «Финансовой отчётности» – это отчёт по платежам. Он показывает статусы совершаемых взаиморасчётов между торговой площадкой и магазином. Здесь можно увидеть несколько типов транзакций:
- Начисление. Маркетплейс перечисляет денежные средства за пользовательские заказы и компенсирует скидки. Начисление может удерживаться в счёт оплаты услуг платформы. В таком случае рядом с транзакцией появится соответствующая пометка.
- Удержание. Торговая площадка удерживает деньги, предназначенные для оплаты собственных услуг, возвратов платежей клиенту, компенсаций скидок, а также возможных компенсаций расходов покупателя при оформлении возврата (в случае выявленного брака). Строка включает в себя общую сумму платежей, удержанных в текущем периоде.
- Возврат. Платформа удерживает полученные от клиентов денежные средства, компенсации скидок от проводимых акций и издержки на обратную отправку брака.
Дополнительно в структуре рассматриваемой отчётности можно найти ведомость о платёжных поручениях. Она регламентирует обязанности сторон об исполнении поручений и содержит в себе многочисленные транзакции (платеж покупателя, компенсация за скидку, возвраты и так далее). Данный документ можно использовать для того, чтобы определить обязанности магазина и маркетплейса по каждому заказу и избежать возможных конфликтов.
И ещё один тип отчётности, представленный в группе – это отчёт по счёту маркетинга. В нём содержится подробная информация, демонстрирующая фактические затраты на рекламное продвижение товарных позиций.
С использованием этого документа можно разобраться в денежных суммах, указанных в акте об оказанных площадкой услугах и сформировать бухгалтерскую документацию.
Он создаётся специально для тех продавцов, которые оплачивают полки по предоплате, и доступен пользователям, имеющим доступ к проведению транзакций через систему Яндекс Баланса. В том случае если оплата полок осуществляется по взаиморасчёту, то с издержками можно ознакомиться в документации, регламентирующей стоимость услуг маркетплейса.
Прочие формы
Один из главных документов, без которых невозможно оценить эффективность работы бизнеса в условиях Яндекс Маркета – это отчёт о продажах (заказах). Он содержит в себе полную информацию по оформленным заказам и совершённым взаиморасчётам.
В него включены все товарные позиции, по которым в выбранный промежуток времени была совершена хотя бы одна операция, а именно:
- Оформление заказа пользователем;
- Доставка и, в случае необходимости, подъём на этаж;
- Перечисление денежных средств от торговой площадки продавцу;
- Начисление оплаты за услуги, предоставляемые маркетплейсом;
- Возврат.
Здесь можно посмотреть статус каждого пользовательского заказа и проанализировать динамику продаж в конкретные периоды времени.
Вторая отчётность, которая может пригодиться предпринимателю для обеспечения стабильности работы бизнеса – это документ, отражающий остатки продукции на складах. Он позволяет определить, какое количество товарных позиций в текущий период времени находится на складах, и насколько эффективно идут продажи.
Следующий документ, входящий в группу «Других форм отчётности» на Яндекс Маркете – это отчёт о реализации продукции. Из него можно узнать, сколько товаров было передано в доставку, сколько заказов было доставлено покупателям в течение месяца, и сколько было оформлено возвратов.
Стоимость услуг, предоставляемых торговой площадкой – ещё один, не менее важный документ, который необходимо включить в анализ отчётности магазина.
Он содержит в себе детальную информацию о полном перечне услуг, которые были получены от маркетплейса в конкретный временной период (рекламное продвижение, логистика и прочие).
И последний тип отчётности, которые следует рассмотреть в представленной группе – это отчёт по бусту продаж. Здесь собраны данные, связанные со статистикой продвижения товарных позиций.
С его помощью предприниматель может оценить, насколько эффективно работает рекламная кампания, а также понять соотношение денег, вложенных в продвижение, и средств, полученных по результатам продаж.
Сервис аналитики MPSTATS
Аналитика для маркетплейсов Wildberries, Яндекс Маркет и OZON. Эффективное управление продажами, рекламой, оптимизация карточки товара и работа с отзывами.
MPSTATSПравила работы с отчётностью
После ознакомления с основными типами документации, сопровождающими функционирование бизнеса на торговой площадке, стоит разобраться с тем, как же читать отчёты и получать из них полезную информацию. Работу с финансовой и прочей документацией можно организовать двумя способами – вручную, или же с использованием систем автоматизации (специальных сервисов).
Дело в том, что абсолютно все данные требуют анализа – только так можно получить по-настоящему полезную информацию, которую в дальнейшем можно использовать для принятия эффективных управленческих решений. И ручная аналитика, как правило, является не только сложной задачей, но и не позволяет получить полноценные данные. Вручную можно проанализировать изменение текущих показателей с их значениями в предыдущем периоде и понять, улучшились они или нет.
Специальные программы и плагины, в свою очередь, предлагают пользователям более широкий функционал, который, к тому же, полностью автоматизирован. Так, например, с использованием подобных сервисов предприниматели, работающие на Яндекс Маркете, могут:
- Получить подробное представление о текущей рыночной ситуации;
- Определить актуальную нишу с перспективой роста;
- Выбрать товары с высоким уровнем спроса;
- Разобраться с ведущими стратегиями ведения бизнеса и, возможно, скопировать их;
- Масштабировать объёмы продаж;
- Расширить товарный ассортимент;
- Оптимизировать товарные карточки и прочее.
Таким образом, при работе с информацией, представленной в личном кабинете продавца маркетплейса, стоит, конечно же, воспользоваться услугами аналитических сервисов.
Они соберут полную информацию о работе бизнеса, которую в дальнейшем можно использовать для решения самых разных задач.
Видео
Работа с отчётностью на Яндекс Маркете – это одна из важнейших задач, которую обязан выполнять абсолютно каждый предприниматель, желающий добиться успеха. Информация, представленная в этих документах, позволяет оценить эффективность работы бизнеса в текущих условиях и понять, какие действия можно предпринять для того, чтобы оптимизировать все необходимые для роста процессы.
Тестовый период
Получи демо доступ ко всем преимуществам сервиса аналитики маркетплейсов MPSTATS совершенно бесплатно.
Оставить заявку