Штрафы в Яндекс Маркет

Мужчина разбирает документы Яндекс Маркет

Маркетплейсы дают большие возможности для начала собственного дела. Но сами площадки являются коммерческими организациями, ставящими цель получить прибыль, в первую очередь от комиссии продавцов. И если селлеры ведут неправильную работу, нарушают правила торговли, не заботятся о лояльности покупателей, маркетплейс начинает нести убытки.

Чтобы этого не произошло, все маркетплейсы ввели практику регулирования деятельности продавцов и систему штрафов. Рассмотрим ее особенности на примере такого гиганта интернет-торговли, как Яндекс Маркет.

Бесплатный плагин для аналитики Wildberries и OZON

Браузерное расширение MPSTATS для Google Chrome, Opera и Яндекс Браузер.

Установить расширение
Браузерное расширение MPSTATS

Штраф за нарушение маркировки «Честный ЗНАК»

Напомним, что система «Честный знак» была введена в действие государством с целью усиления контроля за оборотом отдельных категорий товаров и борьбы с контрафактом. Данная система обязывает производителей, экспортеров и других участников рынка наносить маркировку на каждую единицу товара.

Женщина на рабочем месте

Их перечень нужно знать, так как штрафы для продавцов на Яндекс Маркет довольно суровы. Придется оплатить 100% стоимости заказа (при этом он будет отменен) и в случае необходимости компенсировать убытки площадке.

Кодирование (с указанием названия товара, состава, его производителя,  свойств и цепочки товародвижения) происходит с помощью программы Дата Матрикс и представляет собой квадратный значок с индивидуальным внутренним расположением пикселей.

Каждый селлер, занимающийся продажей подобных товаров, в обязательном порядке должен отсканировать знак и в «распакованном» виде (как набор символов) передать идентификационную информацию торговой площадке для размещении в общей базе.

Еще раз напомним: в случае невыполнения этих несложных требований (или ошибок при их совершении) последуют штрафы. Поэтому, в личном кабинете продавца нужно внести данные в раздел «Состав заказа». После продажи товара следует вывести маркировку из оборота в системе «Честный знак».

Сервис аналитики MPSTATS

Аналитика для маркетплейсов Wildberries, Яндекс Маркет и OZON. Эффективное управление продажами, рекламой, оптимизация карточки товара и работа с отзывами.

MPSTATS
Аналитика маркетплейсов от MPSTATS

Штраф за нарушение авторских прав

Наказания за подобные действия встречаются не так часто. Причем не потому, что маркетплейсы не уделяют этому должного внимания. Дело в том, что на примере регистрации своего бизнеса на Яндекс Маркете, можно с уверенностью сказать, что вы элементарно не будете зарегистрированы в качестве селлера, если не предоставите все необходимые документы по данному вопросу.

То есть отсутствие права на начало работы станет первой из возможных рестрикций за данное нарушение. Но если, например, каким-то образом удастся обойти это требование, то селлерам грозят штрафы

Поэтому, обязательно позаботьтесь о получении письменного разрешения на использование стороннего товарного знака.

На площадке можно торговать и под собственным брендом, для этого нужно будет зарегистрировать свой товарный знак в Роспатенте.

За что могут оштрафовать FBY- , FBS- и DBS-магазины, Экспресс

Ответ «за что угодно» звучит неверно. Яндекс Маркет солидная организация и всегда стремится придерживаться установленных правил. Нужно только знать перечень нарушений и меру ответственности.

Наказание за нарушения могут быть в виде предупреждения, ограничения работы или блокировки самого магазина (в том числе и бессрочная).

Хотя, «отключение магазина» – это почти исключительное событие. Но как узнать, что селлер стал отходить от полного выполнения требования маркетплейса? Для этого агрегатор ввел удобную и довольно прозрачную систему по установлению персонального индекса качества.

Доступ к ней можно получить через личный кабинет. Индекс определяется по объемной формуле и учитывает такие показатели, как выполнение сроков поставки, аннулирование заказов по причине отсутствия товара, возвратов и нареканий на качество товара.

В шкале данного индекса существует пороговое значение, ниже которого будут применены, например, в виде ограничений на количество заказов. При устранении нарушений и повышения индекса до контрольных цифр, санкции площадки снимаются.

Рассмотрим основные причины, влияющие на индекс. Здесь многое  зависит от того, по какой схеме вы сотрудничаете с маркетом. Напомним, что на Яндексе их 4: FBY, FBS, Экспресс и DBS.

На индекс качества при FBY влияют следующие факторы:

  • Несоответствие заявленных и доставленных товаров на склад.
  • Опоздание в поставке на 3 часа и более.
  • Отмена (или уменьшение) поставки менее, чем за 2 суток.
  • Расхождения (пересортица), при дооформлении заказа (в течение 14 дней) по факту, индекс будет пересчитан.

Согласно договора с маркетплейсом, при нарушении 1, 2 и 4 пункта Приложения, штрафы для продавцов могут определяться на уровне 10% от стоимости переданных на хранение товаров с нарушениями.

Кроме того, разновидностью штрафа может стать отказ маркета от приема определенной категории товара на склад от селлера, предыдущая партия которой не была реализована в течение 45 дней. При повторной отгрузке «неликвида» грозит штраф в 10% от его стоимости.

При работе по моделям FBS, Экспресс и DBS нужно внимательно следить за тем, чтобы привозить товар точно в срок и по определенному адресу, ошибок подобного плана должно быть менее 4% от всего объема

.

Кроме того, заказы не должны быть отмены по вине селлера, отсутствия товара по заявке. Нельзя «не успеть» обработать заявку, неправильно указать маркировку. Таких нарушений должно быть не более 2%.

Штрафы для ПВЗ

Маркетплейс следит и за тем, как реализуется работа пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Здесь может быть множество нарушений и за каждое предусмотрена конкретная санкция. Так, штрафы ПВЗ Яндекс Маркет могут начисляться за неправильное оформление пункта в виде отзыва компенсации затрат плюс неустойка 10 тыс р.

Пункт выдачи Яндекс Маркет
Пункт выдачи Яндекс Маркет

Организаторы ПВЗ могут быть наказаны за неправильную или несогласованную рекламу объектов (в размере 5 тыс руб. ), а также вывески (50 тысяч рублей). За отсутствие или неверное размещение промоматериалов и предметов оформления ПВЗ – неустойка 5 тыс рублей, за грязь и беспорядок в пункте – штраф 10 тыс руб.

За нарушения при обработке отправлений – 100 руб в первые сутки, затем по 2% в день от стоимости заказа. За потерю или порчу товара – от разбирательства до штрафа по стоимости заказа и приостановки деятельности ПВЗ. При просрочке возврата невыкупленных вещей – неустойка 1 тыс рублей за каждую позицию.

За задержку перевода средств маркету при оплате в ПВЗ – 0,5% от суммы в день. За просрочку при отправке документов – 500 рублей за каждое нарушение.

Штраф за жалобы на ПВЗ сверх лимита (2% от числа доставок) – неустойка 1,5% от месячного вознаграждению пункту выдачи заказов и приостановка деятельности.

В заключение следует отметить, что штрафы для продавцов на Яндекс Маркет применяются не тотально, а только в отношении незначительной части участников, носят эпизодический и вполне разумный характер. Если селлер выполняет все правила площадки, то может рассчитывать на высокий рейтинг, хороший индекс качества и стабильные доходы.    

Тестовый период

Получи демо доступ ко всем преимуществам сервиса аналитики маркетплейсов MPSTATS совершенно бесплатно.

Оставить заявку
Тестовый период в MPSTATS
Поделиться
Пётр Иванов

Главный редактор

Оцените автора
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Всё о маркетплейсах